lskazka11@mail.ru

8 (48438) 2-28-11


Здравствуйте!

Я, Козлова Светлана Саматовна, приветствую вас на своем блоге.

«В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять...»

Иммануил  Кант

 

Моя педагогическая философия

   Вот уже более 7 лет я осуществляю свою педагогическую деятельность, работая в  детском саду. Много это или мало? Даже некогда было об этом задуматься. За это время достаточно многое в стране успело поменяться, произошла и смена поколений, и определенные реформы, в том числе в сфере образования. Но также претерпели некие изменения и мои профессиональные принципы и убеждения. Я приобрела массу полезных навыков и умений, позволяющих мне четко и грамотно выполнять свои обязанности, оперативно ориентироваться в текущих рабочих ситуациях и находить пути грамотного решения. Могу ли я назвать себя опытным педагогом? Пожалуй, да. Могу ли я назвать себя всезнающим педагогом, способным дать ответ на любой вопрос? Разумеется, нет. Моя педагогическая философия по кирпичику формирует и формирует мой профессиональный путь, регулярно заставляя меня анализировать, размышлять, дискутировать и сомневаться. На сегодняшний день есть несколько базовых принципов, которыми я руководствуюсь:

«Обучая, учусь». Как педагог и как мать, я часто слышу популярный совет психологов: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!». Есть ли в этом рациональное зерно? Да, безусловно. Воспитание невозможно и неотделимо от подачи детям своего собственного примера. Значение морального облика воспитателя трудно недооценить. Жесткие нормы его модели поведения и культуры речи абсолютно справедливы, дабы изначально сформировать в детях правильные ориентиры. Поэтому наравне с педагогической деятельностью я неустанно повышаю свой личный уровень образования и внутренней культуры. Помимо прочтения новой художественной и научной литературы, посещения музеев, театров, выставок, я уделяю внимание таким качествам как тактичность, терпимость, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, а в последнее время я увлеклась изучением ораторского мастерства. Как отмечал В.Ф. Шаталов, «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».

- «Педагог – не тот, кто учит, педагог – тот, кто чувствует, как ученик учится». Я поняла, что можно освоить сколь угодно передовые и эффективные методики воспитания, но они не будут работать, если воспитатель не практикует индивидуальный подход к каждому из своих подопечных. Все дети разные, и, как бы это ни было сложно в условиях нынешней загруженности педагога, уделять персональное внимание каждому необходимо. Для меня очень важно установить личное доверие со всеми моими детьми, быть максимально в курсе их семейной ситуации, взаимоотношений в коллективе садика и прочих важных особенностей. Поэтому необходим постоянный контакт с родителями, благо, современные информационные технологии позволяют быть на связи 24 часа в сутки. Облегчает понимание особенностей каждого ребенка и организация досуга детского сада, которой я всегда стараюсь уделять особое значение. Всевозможные утренники, соревнования, конкурсы, изобразительная деятельность, игры, викторины позволяют выделить увлечения и наклонности воспитанников, совершенствуют взаимодействие детей и педагога.

- «Наш воспитатель – наша действительность». В дошкольном учреждении закладываются не только базовые социальные навыки ребенка, но и его гражданская позиция. С учетом нынешней чрезвычайно непростой политической обстановки в мире, информационной войны, которая ведется против нашей страны, формирование в детях патриотического начала, понимания национальных ценностей и идеалов выходит на первый план. Я сама до сих пор с трепетом вспоминаю, как в моем детском саду на праздновании 9 мая воспитатели исполняли произведение «Алеша» Э. Колмановского- К. Ваншенкина. Детям свойственно остро чувствовать любую фальшь, поэтому абстрактно-патетические проповеди, призывающие любить Родину, не возымеют на них воздействия. Формирование из ребенка  сознательного и ответственного гражданина – сложная и комплексная задача, и я, как воспитатель, должна научить их и бережному отношению к окружающей среде, и интересу к истории родного края и Родины, и понимаю важности каждой профессии, и уважению к правам других людей. В своей работе я как сапер – не имею права на ошибку. Ведь каждый промах в воспитании может иметь глобальные фатальные последствия. Трагическая история, произошедшая этой осенью в Керченском политехническом колледже, заставила меня особенно внимательно об этом задуматься. От того, какие основы мы закладываем в детей сегодня, зависит действительность будущего. 

   Иногда мы с коллегами шутим, большой вопрос, что еще является величайшим из искусств – кино или наша любимая педагогика. Педагогика, на мой взгляд, совершенно уникальная отрасль, которая в равной мере относится и к науке, и к искусству.  Не случайно К. Вебер утверждал, что «воспитателем, как и художником, нужно родиться». Это так, каждый педагог – непременно художник, обладающий образным мышлением, эмоциональным интеллектом, чья деятельность – бесконечное поле для творчества. При этом нам некогда ждать прилива вдохновения, наш труд ежедневен и во многом монотонен. Но понимание значимости своей работы и удовольствие от ее итогов подсвечивает рутину серых будней нежным цветом.

   Свое эссе мне хочется закончить немного перефразированной цитатой С.Соловейчика: «Педагог - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель педагогики - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни».



Наверх